История Храма

   

 

ист (13)

 

За околицей деревни      

Где детство, юность пронеслись

Стоит величественно церковь

И куполами смотрит ввысь

 Архитектурой знаменита,

И красотой не описать

Придите в храм и ощутите

Божественную благодать

 Блистал убранством, красотой

В те давние года

Для многих был он как родной

Молились в нем всегда

 За днями дни, года. Столетья

Сюда стремился стар и млад

Неся грехи. Печаль. Сомненья

Страшились люди слова «ад»

 Стремились к Богу на молитву

Очистить душу от  грехов

Купцы, крестьяне. Трудовые

Гаврилов Яшин и Смирнов

 Кто знал тогда, что в людях веру

Начнут крушить, ломать покой

Разрушат храм закроют двери

Разграбят Бога дом земной

Сотни лет ненужным был

Не заросла к нему дорога

Народ опять тропу пробил

Чтоб снова славить Бога

 Был и хранилищем и складом

Горел, стонал, но устоял

Об этом помнить людям надо

Не повторить былой кошмар

 Как трудно делать все сначала

И по крупицам собирать

Но чтоб нам жизнь не предвещала

Нам строить надо помогать

 Он был разграблен, осквернен,

Не тронут крест лишь волей Бога

Сегодня служба идет в нем

На сердце радость и тревога

 И верю я, придёт тот час

Когда храм будет переполнен

Потомки не осудят нас

А добрым словом вспомнят

 

Роман Ткачук

История ХРАМА РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ

 В «Писцовых книгах» Русского государства XVI века в «Отделении 1 Местности губерний Московской, Владимирской и Костромской» читаем следующие строки:

«В волости Вохна... Погост пуст на Исакове озере, а в нем церковь Рождества Пречистыя Богородицы, без пенья, древена клетцки; пашни церковные худ. земли 2 части в поле, а в дву потому ж сена 3 копны; под тем же погостом озеро Исаково, а в нем рыба, щука и окуни, ловят про себя Вохонские крестьяне».

Итак: церковь «без пенья», то есть службы в ней не проводились. Освящённая в честь Рождества Пречистыя Богородицы.  Престольный праздник в церкви был Днём Рождества Богородицы, 8-го сентября по старому стилю, день Куликовской битвы.

Какова судьба деревянной церкви на Исаковом погосте?

 Интересно сообщение в книге о церквях и приходах Владимирской епархии. «Устройство в Ореховской церкви престола, в честь Рождества Пресвятой Богородицы,  местное предание объясняет тем, что в Орехово была перенесена Богородице-Рождественская церковь с Исаакиевского озера.

сс (6) сс (1)

сс (5)

В Ореховской церкви были две иконы, доселе называемые Исаакиевскими».

Когда в селе Орехово построили каменную церковь, то старая, деревянная, с Исаакиевского погоста оказалась лишней. Жители деревень Гора, Новая, Сальково, Кудыкино, Ликино, Язвищи обратились с просьбой к епархиальному начальству о разрешении перенести её в деревню Гора и образовать отдельный приход. Просьба была удовлетворена. Первоначально устроили и освятили трапезную с двумя престолами во имя Николая Чудотворца и святого великомученика Никиты, а затем главный престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы - в 1863 - 1865 годах.

Но в 1876 году случился пожар, и деревянная церковь сгорела. Церковное имущество и почти все иконы были спасены.

Через два месяца прихожане построили новую временную деревянную церковь. А на следующий год началось строительство нового каменного храма.

На средства Алексея Васильевича Смирнова - хозяина Ликинской мануфактуры и местных купцов-братьев Антоновых, Гаврилова и Яшина начал строится новый каменный храм. На закладном камне дата - 20 июля 1877 год - начало строительства. 90% от общей стоимости строительства внёс А.В. Смирнов.

В 1886 году храм был отстроен. Главный престол Рождества Божией Матери освящён епископом Владимирским и Суздальским Феогностом. А.В. Смирнова избрали церковным старостой, каковым он и оставался до самой смерти. В 1887 году освящены приделы святителя Николая Чудотворца и великомученика Никиты. В 1895 году храм был обнесён каменной, с коваными решетками оградой. Вход за ограду был с двух сторон: со стороны деревни (или со стороны «плаца») И со стороны школы, построенной в 1891 году.

 сс (3)

 

Величественен храм Рождества Богородицы в селе Гора. Строительство обошлось в 150 тысяч рублей, сумму по тем временам немалую. Храм вышел на диво, по своим размерам редкий столичный мог бы поспорить с ним. У храма - четырёхъярусная семидесятиметровая колокольня. Сто ступенек ведут на самый верх. Кованая решетка между кирпичными сводами стоит прочно.

 

Храм на Горе, как и большинство храмов в России, в плане имеет форму прямоугольника. Сверху храм завершается пятью куполами, символизирующими Иисуса Христа и четырех  евангелистов. Каждый купол заканчивается маковкой с крестом. Пять куполов храма покоились на каменных барабанах и, судя по старым фотографиям, барабаны имели вытянутую вверх форму. Это придавало пятиглавию стройность и легкость. У храма много окон удлиненной арочной формы с белыми наличниками, вверху в форме кокошника. Некоторые окна восточной стороны заложены кирпичом, между окнами двойные фронтоны. Над входом в храм колокольня в три яруса, окна также арочной формы (на 1 и 2 этажах), а на 3-м окна имеют стрельчатую форму. На колокольне - восьмерик звона с арочными проемами, кокошниками и горизонтальный ряд слухов (окон). Здание храма имеет не только вертикальные линии, но и горизонтальные, выпуклые, из кирпича.

 

Красивы сохранившиеся ворота со стороны школы. Рисунок кирпичной кладки ворот в точности повторяет элементы архитектуры храма.

 ист (31)

 

В храме три придела: основной - в честь Рождества Богородицы, левый - святого великомученика Никиты, правый святителя Николая.

 Кованые узорчатые ворота распахивались перед верующими с двух сторон: со стороны школы и со стороны села.

 Трехъярусную колокольню высотой в 70 метров венчают маковка и православный крест. Маковка (шар под крестом)диаметром около одного метра покрыта червонным золотом,

 толстым слоем, поэтому до сих пор сияет как новая. Крест - высотой 5-7 метров покрыт тонким листовым золотом средней пробы, блестит тускло, но при ярком солнце сияет так, что глазам больно.

 

Причт городского храма состоял из трех членов: священника, дьякона и псаломщика. Для них были выстроены дома рядом с храмом. Дома эти стоят и по сей день. Усадебной пахотной и сенокосной земли у них (причта) было 10 десятин 112 сажени. Земля была неплодородной, и причт не получал от нее почти никакого дохода.

 

ист

В приход Горской церкви входили семь деревень: Гора, Новая, Высоково, Сальково, Кудыкино, Ликино и Язвищи. В них числилось православных - 1158 душ мужского и 1126 душ женского пола, старообрядцев разных полов - 350 душ и 361 душа женского пола.

 

Когда в 20-х годах Е. Ярославский спровоцировал антирелигиозную борьбу (воинствующий атеизм) церковь разграбили пьяные мужики. Один пытался на верёвке забраться на шар (поскоблил его на пробу) под крест, да сам и свалился на землю, разбился насмерть.

 ист (28)

Церковную службу временно восстановили, хотя даже в 1937 году происходило венчание прихожан.

 

«Богоборцы» не унимались. И в 1938 году храм был окончательно закрыт. Как и многие православные святыни, храм, освященный в 1886 году высокопреосвященнейшим Феогностом, архиепископом Владимирским и Суздальским, власти превратили в зерновой склад, в хранилище удобрений а в годы войны - в склад инвентаря детского дома. Имущество храма подверглось разграблению, сожжению. Кощунственно разорены алтарь и престолы. Вандалы вскрыли семейную усыпальницу Смирновых. Искали золото, драгоценности.

 

Не удалась и попытка трактором свалить колокольню: Бог не дал. В начале 80-х годов 20-го века храм горел. Местное население, дачники и пришлые люди приложили руки к разграблению  храма: растащили плиты пола, выкрали оконные рамы, разобрали часть кирпичной кладки. Сильнее всего пострадала внутренность храма. Все иконы, подсвечники, лампадки унесли по домам. Отдельные иконы можно было увидеть в домах округи. Особенно сильно пострадала роспись храма. осыпалась штукатурка. Целыми звеньями уносили, увозили церковную ограду.

 

Храм пришел в страшное запустение. Двери с входа в храм сняли. Окон нет. Под ногами зияли провалы, ветер свободно гулял по храму. Выветрил он часть кирпичей. После пожара 80-х долго стояли на храме железные остовы 5-ти куполов. Жуткая картина.

 

У южной стены храма на месте родового склепа Смирновых три надгробия из черного мрамора: Под одним покоится Иона Гаврилович Гаврилов, под другим - Иван Алексеевич Смирнов, третье надгробье было установлено на могиле Прасковьи Дмитриевны Смирновой. На боковых гранях надгробных плит выбиты цитаты из Евангелие. «Помни мя, Господи, пришедши во царствие Твое!».

 Надгробий Алексея Васильевича Смирнова и его супруги Татьяны Яковлевны нет. Их давно попросту украли, подогнав машину с подъемным краном. Память же об Алексее Васильевиче Смирнове будет жить в делах добрых, им сотворенных.

сканирование0004

Однажды, в начале перестроечных годов, над деревней вокруг колокольни стал кружить вертолет. Современные вандалы пытались вновь свалить крест. Не удалось. Бог вновь оградил. Не удалось окончательно разорить храм. Не удалось убить православную веру.

 Когда проводился внутренний ремонт храма, обследовались подвальные помещения, строители удивлялись продуманной системе отопления храма. По их рассказам она представляла такой процесс: «... было предусмотрено оригинальное отопление: весь пол нагревался установленной в подвале «духовой печью». По системе воздуховодов дым выводился в трубу, которую обнимала другая, тоже с кирпичными стенками. Через неё осуществлялась вентиляция помещений. Дым от трубы нагревал её стенки, а они, в свою очередь, нагревали воздух, который по системе воздуховодов поступал через решётки в стенах храма. Нагретый воздух устремлялся наверх и, таким образом, происходила естественная вентиляция. Кроме того, открывались вентиляционные форточки в сводах приделов».

 ист (25)

 В 1991 году Игорь Семенович Морозов (из д. Новая) отправил письмо Патриарху Алексию, где рассказал, что церковь очень красива, красивая архитектура, вполне восстановима. Просил его содействовать в этом. Прошение писали жители Горы и других деревень.

 При храме была создана община. Сначала её возглавлял С. Шелапутин. А с 1991 года старостой церкви стал Н.А.Разоренов. Средств и сил на восстановление не было. Для моления православных в правом крыле основной горской школы (бывшей церковно-приходской) оборудовали для моления свободный класс. Соорудили алтарь, иконостас. Там стали происходить молебны и все обряды православной церкви. Случилось это при директоре Н.Н. Гребенькове.

Понемногу храм стал восстанавливаться. Вместе с настоятелем храма отцом Виктором открывается новая страница истории Горского храма.

ист (1)ист (6) 

Настоятелями Горского храма со времени его возрождения был сначала о. Борис Воля. С 1995 года Горский приход возглавляет священник Виктор Осин - выпускник духовной семинарии Троице- Сергиевой Лавры.

Внутреннее убранство храма постепенно восстанавливается. Когда зажигаются паникадила, подаренные храму митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, горят сотни свечей, то внутренность храма становится легкой и торжественной.

 


 

ист (27)ист (29)

ист (26)ист (23)

ист (22)ист (24)

ист (21)ист (18)

ист (17)ист (16)ист (19)

ист (15)

 

ист (7)

ист (10)ист (9)архив-2 (5)

ист (4)ист (5)ист (3)

ист (2)ист (8)