Стаpец Иосиф Афонский


Стаpец Иосиф Афонский

Стаpец Иосиф Афонский ИЗЛОЖЕHИЕ МОHАШЕСКОГО ОПЫТА (читать скачать)

 

 

старец Иосиф Исихаст († 1959- возродитель мона­шества на Афоне в XX в.

 

 

Юноша, которому суждено было стать одним из птенцов безмолвнического гнезда Иосифа Исихаста, родился на о. Кипр. Его отец и мать были простыми крестьянами. Образование ограничи­валось только первыми классами школы, но это не помешало ему впоследствии стать прекрасным знатоком и исследователем аске­зы, ибо, по слову ап. Павла, Бог избрал немудрое мира, чтобы посра­мить мудрых (1 Кор. 1, 27).

Уже в ранней юности, в шестнадцать лет, будущий подвижник Афона принял ангельский образ в кипрской обители Ставровуни. В 1945 г., покинув родной остров, он прибывает на Святую Го­ру, где не сразу обретает своего духовного наставника, что свиде­тельствует о высоких духовных запросах будущего старца. Но по­добно тому, как сладкоголосая птица рано или поздно находит в бескрайних, тихих и уединенных лесах подобную себе, так и не­угомонный скиталец нашел в пустыне афонской дивного духовно­го соловья безмолвия — старца Иосифа Исихаста. Словно расцве­тающий росистым вечером цветок, монах Иосиф воспринимает не для всех видные лучи заката солнца духовного сияния велико­го аскета, ибо «старец [Иосиф Исихаст] придерживался особого образа жизни и свидетелей, видевших его своими глазами и слы­шавших его речи, не так много» (Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. С. 15).

Иосиф ученичествует у старца Иосифа Исихаста в течение последних 12 лет его жизни, то есть застает духовный расцвет пустыннической маленькой общины великого подвижника. После блаженной кончины духовного наставника Иосиф вку­шает безмолвие пустыни, а с ним и духовное безмолвие — исихию. Позднее, следуя апостольскому речению увещевайте друг дру­га и назидайте один другого (1 Фес 5. 11), Иосиф стал духовником монашеского братства в Новом Скиту и обители Кутлумуш.

Как прекрасный цве­ток привлекает пчел, усердных собирательниц пыльцы, так и речи старца привлекли к себе усердных собирателей пыльцы духовной. Первым из них стал нынешний игумен священной обители Ватопед, архимандрит Ефрем, автор предисловия и инициатор настоя­щего издания. Одной из важнейших заслуг старца Иосифа является прослав­ление своего учителя, Иосифа Исихаста, о котором он немало на­писал.

По благословению Константинопольского патриарха Священ­ный Кинот Святой Горы поставил старца схимонаха Иосифа вос­станавливать внутреннюю жизнь и внешнее величие Ватопеда, вто­рого (после Великой Лавры св. Афанасия) крупнейшего монастыря Святой Горы Афон.